| Главная | Новости | Управление | Образовательная деятельность | Дополнительное образование | Режим работы | Документы | Условия | Экскурсия | Вопрос-ответ | Контакты


Адаптация ребенка к дошкольному учреждению – это сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Понимая важность адаптационного периода, возникает необходимость выделения его отдельным блоком в образовательной программе ДОУ. Специфика условий функционирования дошкольных учреждений г.Москвы, диктует необходимость разместить этот блок в разделе «Региональный компонент», что позволяет наиболее полно отразить всю специфику работы ДОУ ЦОУО ДО г.Москвы в период адаптации детей 1,6-3,0 лет.

Изучение нормативно-правовой базы и обобщение практического опыта работы ДОУ ЦАО легло в основу разработки оптимальной модели образовательного процесса в этот период. Эта модель в свою очередь позволит наладить тесное взаимодействие между всеми участниками педагогического процесса с целью снижения остроты и сроков протекания адаптационного периода у детей.

Алгоритм работы ДОУ в период адаптации.

Этапы работы Задачи сроки Ответственный
1. Этап предварительного сбора информации и подготовки ДОУ к приему детей.
-  сбор информации о ребенке, его индивидуальных особенностях развития, состоянии здоровья, предпочтениях и пр.
- оказание родителям информационно-консультативной помощи по подготовке ребенка к ДОУ;
- оборудование предметно-развивающей среды и создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, для облегчения адаптации детей к условиям  ДОУ.

 

Заведующая
Ст. медсестра
2. Этап организации  работы ДОУ в период адаптации детей.
- Организация медико-психолого- педагогического сопровождения ребенка
-  Тесное взаимодействие с семьей ребенка

 

Ст. медсестра
Педагог-психолог
воспитатели
3. Этап подведения итогов адаптации.
- Обобщение  итогов адаптации детей к условиям ДОУ и дальнейшее планирование работы с ними.

 

Ст. воспитатель


1.Модель организации педпроцесса в группе раннего возраста в период адаптации
Организация и проведение периода адаптации детей 1.6-2.11 лет к условиям ДОУ строится в соответствии с Основной общеобразовательной программой ДОУ, «От рождения до школы» (под ред Вераксы), требованиями СанПина -2010, и др. нормативными актами.

1.1 Алгоритм организации работы (взаимодействия) с семьей и детьми в период адаптации.

Этап предварительного сбора информации и подготовки к приему детей
Заведующая
- встреча и беседа с
родителями
- знакомство родителей
с д/садом и группой
- заключение договора
- заполнение анкеты
- знакомство с воспитателем
Инд. встречи,  беседы
Апрель - май
Ст. воспитатель
- Планирование и проведение собрания родителей будущих воспитанников
- Организация и проведение Дней Открытых дверей для родителей будущих воспитанников
- Анкетирование
- Консультирование по общим вопросам организации педпроцесса в группах раннего возраста
Психолог
- Анкетирование родителей
- Консультирование по вопросам подготовки ребенка к детскому саду

Ст. медсестра - Консультирование по вопросам мед.сопровождения детей и правилам приема ребенка в ДОУ
- Анализ медкарты ребенка и карты прививок
Проведение адаптационного периода Заведующая - Создание нормативно-правовой базы по организации и проведению адаптационного периода в ДОУ
- Контроль за организацией необходимых условий и соблюдением правил и распорядительных актов
- Пополнение предметно-развивающей среды
- Составление плана проведения адаптационного периода
Оперативный контроль
Беседы с родителями

Планерки, производственное совещание
Сентябрь
Старший воспитатель - Составление рекомендаций по организации адаптационного периода
- Контроль за педагогическим процессом и оказание методической помощи педагогам
- Создание современной предметно-развивающей среды
- Организация взаимодействия воспитателей с психологом и др. специалистами
- отбор и систематизация передового опыта работы
- Обобщение и анализ итогов проведения адаптационного периода в ДОУ
Педсовет,
Проведение консультации для педагогов,
Анализ ведения документации,
Наблюдение пед. Процесса,
оперативный контроль,
Тематическая проверка, Творческая папка педагога,
Выставка педлитературы
Педагог-психолог - Психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей в период адаптации ребенка
- Проведение диагностики НПР детей
- Составление прогноза адаптации детей и анализ результатов проведения адаптационного периода по его окончании
- Оказание помощи воспитателям в создании эм-комфортной обстановки в группе
- Составление инд. карты развития ребенка
- Выявление детей и семей группы риска и составление плана работы с ними
- Организация взаимодействия с ЦППРиК с ДОУ и родителями
- Приглашение специалистов на родительские встречи
Наблюдение
Подготовка памяток, рекомендаций для родителей
Инд. и групповое консультирование родителей
Проведение тренингов
Ведение документации
Планирование
Ведение документации
Заключение договоров
Составление плана взаимодействия
Родительский клуб
Ст. медсестра - контроль за санитарным состоянием групп, организацией питания
- фильтр
- контроль за физическим развитием и организацией физического воспитания
- контроль за заболеваемостью детей
- участие в разработке системы физкультурно-оздоровительной работы и листов здоровья группы
- санпросвет
- проведение консультаций с педагогами (восп., физо, музо…) и психологом
- взаимодействие с главврачом и участковыми врачами, специалистами поликлиники
- составление карты здоровья группы
- медицинское просвещение родителей
совещании,
Педагогическом совещании,
Анализ медкарт вновь поступивших детей
Воспитатель - Организация гибкого эмоционально-комфортного режима пребывания детей в группе в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка и запросами семьи
- Подготовка предметно-развивающей среды в группе
- Ведение Листа адаптации
- Отбор оптимальных форм работы с детьми в период адаптации
- Планирование и организация педагогического процесса в группе
Участие в педпланерках и педсовещаниях
Планирование
Взаиомдействие со специалистами и псизологом
Воспитатель по физо - Планирование образовательной работы с детьми
- Взаимодействие с педагогами и специалистами
- Участие в разработке системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми
- Ознакомление с Картой здоровья группы и мед.показаниями по каждому вновь поступившему ребенку и
- Педпросвещение родителей
Непосредственно образовательная деятельность
Планирование
Консультирование
Производственное совещание
Составление Памяток, рекомендаций по вопросам физического развития и воспитания детей
Музыкальный руководитель - Планирование образовательной работы с детьми
- Взаимодействие с педагогами и специалистами
- Ознакомление с Картой здоровья группы и мед.показаниями по каждому вновь поступившему ребенку
- Проведение Дня знакомства
- Составление рекомендаций по вопросам муз-эст. Развития детей
Непосредственно образовательная деятельность
Планирование
Консультирование Производственное совещание
Подведение итогов адаптации Заведующая - Анализ результатов проведения адаптационного периода в ДОУ Совещание при руководителе Нач. октября
Ст. воспитатель - Анализ отзывов родителей
- Обобщение результатов проведения адаптапт. П-да
- Оформление опыта работы
Собеседование с  воспитателями и специалистами
Ст. медсестра - Анализ заболеваемости детей
- Планирование системы оздоровительной работы
Участие в произв. совещании
Педагог-психолог - Предварительные результаты НПР детей группы и планирование работы по итогам Участие в произв. совещании
Воспитатель - Обобщение и анализ работы в период адаптации детей
- Планирование осн. направлений работы с детьми и родителями (исходя из специфики группы)
Анкетирование родителей
планирование
Участие в произв. совещании
Восп. По физо - Перспективное планирование Участие в произв. совещании
Муз.рук. - Перспективное планирование Участие в произв. совещании
На основании Приказа и внутренних распорядительных документов в период адаптации детей к детскому саду с 01.09.11 по 30.09.11 в группах раннего возраста (1-я младшая) изменяется режим пребывания ребенка в ДОУ (таблица 2), что влечет за собой изменение графика работы воспитателей
(см. табл. 1).


Таблица 1.
Ф.И.О. должность Время работы Сроки
1.   воспитатель 1-я смена:
7ч.00м.-14ч..12м.2-я смена:
9ч.30м.-16ч.42 м.
   с 01.09.09г.
по  30.09.09г.
2.   воспитатель 1-я смена:
7ч.00м.-14ч..12м.2-я смена:
9ч.30м.-16ч.42 м.

Таблица 2.

День адаптационного периода Время пребывания в группе Уход домой
1. 1-й  -  10-й день До обеда С прогулки;
После обеда (легкая степень адаптации)
2. 11-й  день  -  21-й  день Обед, тихий час (легкая степень адаптации) До сна – тяжелая степень адаптации;
После сна, после полдника (легкая степень адаптации)
3. С 21-го дня Общий режим пребывания До 19ч.00м.

Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации.


Направление
работы
Используемые методики Сроки
Диагностики
 Ответственный
1. Ранний возраст (1,6 -2,5 г.)
1.1 Сопровождение детей в период адаптации к условиям ДОУ Карты наблюдения в адаптационный период (Печора К.) Сентябрь  Педагог-психолог
Воспитатели
1.2 Диагностика развития нервно-психических процессов Общий уровень развития ребенка: Шкала Бине-Симона   М-ка  ди  НПР (Печора К)   Педагог-психолог


Литература по адаптации детей  раннего возраста

Перечень программ и технологий

Программы:
Смирнова Е.О., Галигузова Л. Первые шаги-М.,-2007.
Петрова В.А. Малыш-М.,-2002.

Перечень пособий

Алямовская В. Ясли-это серьезно! - М., 2000.
Лямина Г.М. Развитие ребенка раннего возраста. -М., 1981.
Павлова Л.Н. 365 дней и ночей жизни ребенка (1,2,3 год). - М., 2001, 2004, 2008.
Печора К.Л.Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. -М., 2000.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., 2003.
Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб., 2005.
Рыкова О.В. Малыши, физкульт-привет! - М., 2006.
Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. - М., 2005.


Модель организации образовательной работы. (Комплексно-тематическое планирование)

Даты Тематика недели Задачи Форма Содержание
1.09.10- 3.09.10 Проведение адаптивного периода День Знаний
«Первый раз в детский сад»
Познакомить с группой и детским садом, правилами поведения в группе. Учить ориентироваться в группе.
Развивать коммуникативные умения.
Праздник совместный с родителями.
Досуги
Совместная деятельность детей и взрослых, в том числе игровая.
Знакомство с детским садом, с группой и игровыми уголками в группе.
Проведение Дня Знаний
06.09-10.09.10
13.09.-17.09.10 Мой дом, моя семья Развивать коммуникационные умения, познавательные интересы и познавательную активность детей.
Называть свое имя, Знать как зовут родителей, воспитателей, мл. воспитателя, медсестру, муз. рук-ка, восп. По физо.
Тематические занятия, досуг «Давайте познакомимся», совместная деятельность детей и родителей,
Выставка творческих работ детей и родителей «Это вся моя семья»
мой дом, моя семья
20.09-24.09.10 «Во саду ли, в
огороде»
Расширить и обогащать знания детей об овощах и фруктах, сезонных изменениях в природе.
Сенсорное развитие. 
Развитие эмоциональной сферы и коммуникативных умений.
Комплексные и интегрированные занятия,
Совместная деятельность детей и родителей.
Тематический досуг.
Наблюдения в природе.
Изодеятельность.
Овощи, фрукты. Форма. Цвет. Вкус.
Признаки осени (идет дождь, дует холодный ветер, люди одевают теплую одежду).
27.09.-01.10.10 Осень

Физкультурные и музыкальные занятия проводятся с малыми группами или индивидуально


Наполняемость групп в  процессе осуществления
непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию
и ее продолжительность в зависимости от возраста детей

(в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164)


  Возраст детей
От 1 г. 3 м.
до 1 г. 6 м.
От 1 г. 7 м.
до 2 лет
От 2 лет 1 м.
до 2 лет 11 м.
3 г. (вторая половина учебного года)
Число детей 2 – 4 4 – 6 8 – 12 Вся группа
Длительность (в мин.) 6 – 8 8 – 10 10 – 15 15


Расписание игр-занятий детей 2 года жизни


Название Количество в неделю
Развитие речи и ознакомление с окружающим
3
Музыкальные занятия
2
Занятия с дидактической игрушкой и развитие действий с предметами
2
Занятия со строительным материалом
1
Развитие движений
2
Не более 10 занятий в неделю


Расписание непосредственно образовательной деятельности  с детьми 3-го года жизни.

День недели Образовательная область
Понедельник ПознаниеМузыка
Вторник ПознаниеФизическая культура
Среда КоммуникацияФизическая культура
Четверг МузыкаСоциализация
Пятница ТворчествоФизическая культура


©Replica
Hosted by uCoz