| Главная | Новости | Управление | Образовательная деятельность | Дополнительное образование | Режим работы | Документы | Условия | Экскурсия | Вопрос-ответ | Контакты

Психофизиологические особенности дошкольников и поведение их на дорогах


Маленькие дети создают на дорогах большие проблемы. Их реакция на складывающуюся дорожную ситуацию непредсказуема для взрослых, которые или забыли, или никогда не знали важные для безопасного поведения психофизиологические особенности организма малышей. Например, водитель предполагает, что шум его автомобиля воспринимается пешеходом. Но водитель часто упускает, что взрослые ориентируются по звуку и определяют его источник, а дошкольник часто этого сделать не может из-за особенностей восприятия происходящего.

Правила составлены взрослыми для себя. Эти правила мало считаются с особенностями детей. Призывы к детям «Будь внимателен» цели не достигают из-за своей неопределенности. Призыв к водителям «Осторожно, дети» малоэффективен из-за того, что его игнорирование не наказуемо.

К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние детей и их поведение на дороге, можно отнести:
- Функциональное состояние организма в определенный момент
- Возраст ребенка
- Индивидуальные физиологические и психические особенности ребенка
- Воспитание

Эмоциональная нестабильность, невротические расстройства влекут за собой повышенную двигательную активность, отвлекаемость и увеличивают риск несчастных случаев в ДТП с такими детьми. Однако и в организме здорового ребенка каждый миг происходят какие-либо изменения.

Также необходимо рассмотреть, какие функции и личностные характеристики особенно значимы при усвоении необходимых навыков и знаний, которые отражаются на способности ориентироваться в дорожных ситуациях. К  основным можно отнести: восприятие, внимание, мышление, познавательная активность, самоконтроль, глазомер, слух и другие особенности нервной системы. Самое главное качество, которое требуется от всех участников дорожного движения – внимание. Благодаря вниманию появляется возможность успешно выполнить действие в результате активации и согласованности различных психических функций. Однако внимание очень неустойчиво. Все, что окружает ребенка в данный момент, может отвлечь его внимание. Ребенок может не услышать шума приближающейся машины только из-за отсутствия у него постоянного внимания, хотя слуховая чувствительность уже сформирована на достаточном уровне.

Чем труднее ситуация для ребенка и чем большую надо проявить сообразительность и скорость принятия решения, тем сильнее развивается торможение в ЦНС ребенка. Таким образом, образуется замкнутый круг: тем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение. Ставя ребенка в такое положение, мы рискуем получить очередное ДТП.

Таким образом, мы не можем предоставлять ребенку- дошкольнику самому решать дорожные проблемы. Рядом должен находиться взрослый.  Другим выходом из этой ситуации может быть только идеальная система формирования навыков безопасного преодоления проезжей части улицы. Эта система должна включать воспитательные приемы, основанные на знаниях индивидуально - типологических свойств личности ребенка.

Например, для развития подвижности нервных процессов, предлагают следующие упражнения:
Дети идут медленно, затем, по сигналу переходят на бег и опять на медленную ходьбу. Сигнал – словесная команда или смена темпа музыкального сопровождения.
  1. Дети спокойно сидят или стоят и по команде  прыгают на одной ножке или хлопают в ладоши.
  2. Игра типа «Медведь и девочка» строится на резком переходе из состояния покоя к быстрому движению.
  3. Дети во время выполнения движений замирают по сигналу в определенной позе.
  4. Во время бега дети останавливаются по сигналу.
  5. Игра: одни дети – водители (быстро бегут), другие пешеходы (медленно идут). По сигналу светофора дети должны резко остановиться. Пешеходы меняются ролью с водителями. Желательно выделять медлительных детей в отдельную группу и уделять им больше времени для этих упражнений.
Для решения проблемы предупреждения детского дорожного травматизма невозможен стандартный рецепт. Одно бесспорно – необходимо творчество на базе знаний закономерностей психофизиологического развития детей.


Введение в проблему и методы ее решения в детском саду


На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Поэтому педагоги нашего детского сада наряду с поставленными целями и задачами воспитательно – образовательного процесса считают необходимым сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:
  • важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
  • в детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения, но и по правилам безопасного поведения транспортных средств);
  • воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми выходят к дороге, наблюдают за реальной дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года ( гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи, ямы, скользкие листья и т д. )
  • занятия проводятся не только по графику и плану, а используют каждую возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила ,обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
  • развивают такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность, реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях, которые нужны для безопасного поведения на улице;
  • используют все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры, диа – и видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;
  • в каждой группе детского сада имеются уголки по ГИБДД, состоящие из макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.) светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
  • настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики. Мозаики, атрибуты для сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)
  • в каждой группе детского сада имеются ширмы по правилам дорожного движения и правилам на дороге по временам года в которых отображены климатические особенности, возможные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющее на детей и взрослых, возможные опасные ситуации, что прочитать детям, какие посмотреть мультфильмы, опыт семей по обучению детей безопасного поведения на дорогах и т.д.;
  • имеются информационные стенды для родителей « Роль родителей в воспитании безопасного поведения детей на улицах и дорогах» а так же предоставлен опыт работы педагогов по данной теме;
  • на территории детского сада расположена детская автоплощадка для практических занятий с детьми по обучению и закреплению безопасному поведению на улицах и дорогах, в помещении имеется отдельная комната по обучению детей безопасного поведения на дорогах и около них;
  • в детском саду имеется специально отведенное доступное для всех детей место с настенными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные ситуации, настольный макет, моделирующий улицы и дороги с различным видом транспорта, регулировщиками, пешеходами, где дети могут получить, уточнить закрепить знания и представления поведения, необходимые для безопасности на дорогах большого города;
Работа ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы.

Коллектив детского сада планирует не только продолжить, но расширить и углубить работу с детьми дошкольного возраста по правилам безопасности поведения на дорогах.

В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходимо в каждом дошкольном учреждении предусмотреть комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.

Наша задача - организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Большое внимание в детском саду уделяеться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.

Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. Реальный опыт ребенка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома его детский сад и как он до него добирается.

Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным.

Важно объяснить родителям, что ребенок должен не просто бояться получить травму или пугаться машин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые должны, общаясь с ребенком на улице постоянно объяснять свое поведение при переходе улицы, при пользовании личным и общественным транспортом.

Разыгрывая ситуации с машинками, поездами, куклами, планами улиц и т.п. дети могут уже в дошкольном возрасте понять, как устроены, правила взаимодействия участников дорожного движения. Смотреть на идущих и стоящих людей с точки зрения водителя транспортного средства, катаясь на коньках, роликовых коньках, лыжах, санках, самокатах, велосипедах дети могут приобрести опыт передвижения с разной скоростью, почувствовать, что значит, столкнуться с препятствием на большой скорости.

Все это должны знать и родители.

В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов ) рассказывает об успехах детей в освоении правил поведения на улице, на транспорте и вблизи дорог, об экскурсиях. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.
Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.

Основные направления и формы работы педагогами по обучению детей правилам дорожного движения




Основные направления и формы работы детьми по обучению правилам дорожного движения





Основные направления и формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения




Особенности обучения детей ПДД

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях педагоги проводят занятия с детьми по изучению ПДД, привлекая сотрудников ГИБДД, на радио и телевидении выходят специальные тематические передачи, в различных издательствах готовятся брошюры, плакаты, листовки, пропагандирующие основы безопасного поведения на дорогах, ситуация к лучшему не изменяется. Более того, из года в год детский травматизм растёт, дети гибнут и получают увечья большей частью в непосредственной близости от дома.

Большинство родителей, видя опасное для жизни и здоровья поведение своих детей, прибегают, как правило к брани или даже наказаниям. Однако такой метод не даёт эффекта, ведь ребёнок 3-5 лет (а часто и старше) не осознаёт опасности: для него транспорт -  приятное средство передвижения, а не источник угрозы.

Между тем детей можно научить выполнять все требования безопасности, не прибегая к запугиванию, внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр, и ещё до того, как они пойдут в школу, сформировать умение ориентироваться в транспортной среде.

Терпение и настойчивость – вот, что станет эффективным средством в обучении детей.

Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов.

По данным ГИБДД, основными факторами, провоцирующими несчастные случаи на дорогах, являются:
- переход проезжей части в неустановленном месте (вне пешеходного перехода)
- неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства
- нетрезвое состояние водителей и пешеходов

Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ ПДД о безучастное отношение взрослых. Предоставленные сами себе дети, мало считаются с реальными опасностями на дороге.

Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь весёлую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Для этого важно знать, что:
Начиная с 3-4 лет:
- Дети могут отличать движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути ещё представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно.

Начиная с 6 лет:
- Обладают всё ещё довольно ограниченным углом зрения
- Большинство не определяют. Что движется быстрее: велосипед или спортивная машина
- Ещё не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч на дороге может отвлечь их от всего остального)

Начиная с 7 лет:
- Уверенно отличают правую сторону дороги от левой

Начиная с 8 лет:
- Уже могут реагировать мгновенно, т.е. тут же останавливаться, когда их окликнут
- У них начинают формироваться основные навыки езды на велосипеде
- Они могут определять, откуда доносится шум
- Учатся понимать связь между величиной предмета, его удалённостью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится)
- Могут отказаться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернутся на тротуар
- Но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации

Начиная с раннего возраста, формируйте у детей привычку фиксировать остановку перед тем, как выйти на проезжую часть; в некоторых странах это действие называется «стопинг». Повторите его с ребёнком много раз, поясняя необходимость остановки специально для наблюдения. Неоднократно демонстрируйте ему переход с быстрого шага на размеренный при переходе улицы. Обязательно сделайте остановку, сходя с тротуара на проезжую часть, и всегда переходите дорогу только размеренным шагом – это две важные привычки безопасного поведения, которые необходимо привить дошкольнику.

©Replica
Hosted by uCoz