|
Пояснительная записка
Томас (Thomas, 1997 г.) очень хорошо сформулировал задачи инклюзии: „Суть инклюзии… не устанавливать параметры…, в большей мере речь идет о философии принятия (акцептирования) и создании таких рамок, в которых все дети… оцениваются одинаково, рассматриваются с уважением и могут получать равные возможности“. Другими словами, на повестке дня – права каждого отдельно взятого человека, в данном случае ребенка. Речь идет не о готовности на уступки, которая была и является действительностью многих программ практики интеграции. Вопрос прав ребенка должен существенно мотивировать работу воспитательного персонала в детских дошкольных учреждениях, предусматривающих содержание детей с ОВЗ. Конечной целью практики инклюзии в младшем дошкольном возрасте, а в действительности, в течение всего процесса получения образования, должно быть оказание помощи детям стать самостоятельными взрослыми, которые сами принимают решение, какой способ и образ жизни они хотели бы избрать.
Цель программы:
- внедрение специфических факторов, от которых зависит эффективность инклюзии для детей с ОВЗ;
Задачи:
- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть дошкольной программой.
- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития
Основные принципы
Основные принципы и методы инклюзии:
- признание факта, что все мы отличаемся друг от друга и индивидуальны;
- обеспечение персонализации индивидуальных развивающих программ, т.е. составление программ с учетом потребностей отдельно взятого ребенка в рамках совместной активной деятельности и общих целей детского дошкольного учреждения;
- накопление ценного методического опыта для оказания детям поддержки в обучении, развитии и активном участии в жизни детского учреждения;
- соответствующая дифференциация стратегий обучения для обеспечения доступа к общему учебному плану, соответствующего возрасту;
- обеспечение постоянной адаптации детского учреждения к потребностям и нуждам ребенка.
Повседневные приемы и методы, необходимые для развития инклюзии:
- Понимание индивидуальных потребностей ребенка
- Планирование, при котором предусматривается адекватная поддержка ребенка для получения им доступа к общему учебному плану, предлагаемого детям.
- Тесное сотрудничество с семьями
- Тесное сотрудничество с профильными специалистами ‘извне’
- Составление индивидуального плана развития для ребенка
- Роль индивидуального ассистента по развитию
1.Педагогические мероприятия
Педсовет:Внедрение психолого-педагогических подходов, технологий в работу инклюзивного образовательного учреждения обеспечивающих интеграцию детей с ОВЗ, в среду сверстников. Сроки: декабрь Ответственные: старший воспитатель, руководитель СП «Лекотека»
2.Совместные культурные мероприятия
- Совместные утренники воспитанников массовых групп, группы ССД, СП «Лекотеки» детского сада Сроки: сентябрь-май Ответственные:, муз.руководитель д\с, психолог
- «Академия художеств» (Выставка рисунков и поделок ручного труда воспитанников массовых групп, группы ССД, СП «Лекотеки») Сроки: сентябрь-май
Ответственные: ст. воспитатель д\с, руководитель СП «Лекотека»
- Экскурсия «Предварительное знакомство будущих первоклассников со школой» Сроки: апрель Ответственные: ст. воспитатель, завуч
3.Взаимопосещения
- Воспитателями и педагогами непосредственной образовательной деятельности в группах ОДА, ОНР, ССД, СП «Лекотека» Сроки: октябрь, ноябрь, апрель Ответственные: ст. воспитатель, руководитель СП «Лекотека», воспитатели, педагоги.
- Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение непосредственной образовательной деятельности». Сроки: апрель Ответственные: ст. воспитатель, руководитель СП «Лекотека»
4. Забота о здоровье
- Оформление карт здоровья на каждого ребёнка детского сада Сроки: к апрелю Ответственные: ст.медсестра д\с
- Оформить карты индивидуального развития ребёнка д\с Сроки: к апрелю Ответственные: психолог д\с, ст. воспитатель
- Совместное заседание руководителей, психологов д\с, педагогов, воспитателей, мед.персонал (ПМПк) Сроки: в течении года Ответственные: психологи д\с и школы
5.Работа с детьми
- Интегрированная непосредственная образовательная деятельность Сроки: в течении года Ответственные: ст. воспитатель, руководитель СП «Лекотека», специалисты СП «Лекотека»
- Беседы с детьми: « Школа дружбы»
- Оформить уголки для совместных игр в группах, СП «Лекотека» Сроки: в течении года Ответственные: воспитатели групп. Специалисты СП «Лекотека»
- Провести психологическую и социальную диагностику Сроки: сентябрь-май Ответственные: психолог
6. Работа с родителями
- Семинар-практикум «Семья и ее психологический климат» Сроки: октябрь Ответственные: ст. воспитатель, психолог д\с, психолог СП «Лекотека»
- Консультации: «Критерии готовности ребёнка к школьному обучению» Сроки: ноябрь
Ответственные: психолог д\с, психолог СП «Лекотека»
- «Психологические особенности дошкольника» Сроки: февраль Ответственные: психолог д\с
- Родительские собрания Сроки: сентябрь, май
Ответственные: ст.воспитатель, руководитель СП «Лекотека», психологи.
|
|