|
Договор со школой Программа по обеспечению преемственности детского сада и школы Встречи родителей с будущими учителями Педагогические советы педагогов детского сада, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми - дошкольниками и первоклассниками Проведение "Дней открытых дверей" в детском саду
Проведение "Дней открытых дверей" в школе
Трансляция педагогического опыта
Советы родителям
Список литературы
В нашем учреждении мы разработали и апробировали поэтапный план работы и программу по преемственности между дошкольным учреждением и школой. Считаем, что такого рода программа и план помогут детским садам и школам пополнить свой теоретический, практический опыт по преемственности ФГТ и ФГОС, и тем самым помогут создать оптимальные условия для воспитания и обучения детей с разными возможностями здоровья.
Главная стратегическая цель (миссия детского сада) – обеспечить развитие детей, удовлетворение потребностей и интересов каждого ребенка, запросов семьи, городского сообщества и государства, путем предоставления широкого спектра качественных оздоровительных и образовательных услуг, на основе принципов гуманизации и демократизации педагогического процесса для воспитания человека и гражданина.
Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяется на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение. В учреждении разработана «Программа развития ДОУ», в которой определенны концептуальные идеи, стратегия развития всего образовательного учреждения и механизмы ее реализации.
В детском саду при участии педагогов, медицинских работников, психолога, логопеда, воспитателя по физической культуре и инструктора ЛФК обеспечивается готовность физического, психического и речевого развития для дальнейшего обучения в школе.Организация всей работы по созданию необходимых условий для полноценного развития детей – задача, которая стоит перед всем нашим педагогическим коллективом. Поэтому мы стремимся к созданию коллектива единомышленников не только в своем учреждении, а также с педагогическими коллективами школ № 464, № 480. (Договор со школой).
Цель проекта:
Обеспечить систему непрерывного образования дошкольников и первоклассников с учетом возрастных особенностей при успешной адаптации.
Задачи:
- Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- С детского сада увлечь детей перспективной школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.
- Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- Обеспечение доступности полного комплекса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья для дальнейшего поступления в школу.
Стажировочная площадка предполагает общую заинтересованность в развитии ребенка, совместную деятельность, предусматривающую, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего развития учащихся (Программа по обеспечению преемственности детского сада и школы).
Формы работы между нашими педагогическими коллективами разнообразны – это и круглые столы, консультации, педагогические советы, и т.д. где мы совместно обсуждаем формы работы в подготовительной группе, а также уровень знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста (Педагогические советы, педагогов детского сада, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности).
Учителя начальных классов присутствуют на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдают за дошкольниками. Воспитатели наблюдают за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу I класса, какие встречают трудности (Проведение «Дней открытых дверей » в детском саду)
Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает нам установить преемственность в методах воспитательного воздействия (Проведение «Дней открытых дверей» в школе)
Ежегодно в детском саду проводиться родительское собрание с учителями начальных классов, для знакомства родителей с теми учителями, которые набирают наших воспитанников в первый класс. (Встречи родителей с будущими учителями)
Наши педагоги, стремятся к максимальному использованию форм работы, при этом учитывая особенности психофизического развития, медицинские рекомендации, физические ограничения. Мы проанализировали возможности эстетического воспитания и пришли к выводу, что творческая деятельность является наиболее эффективной.
Взаимодействие дошкольников и школьников в эстетической деятельности происходит в виде включения детей в досуги, развлечения, праздники, а также совместные экскурсии, посещение школьного музея, кабинета технологии (где детей познакомили с процессом пошива русских народных костюмов к выступлениям), совместное участие на фестивале детского творчества «Надежда» (окружной и городской этап), где мы являемся дипломантами.(Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми – дошкольниками и первоклассниками)
Стратегический план перехода дошкольного учреждения в новое состояние стажировочной площадки по преемственности ФГТ и ФГОС
Направления работы |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
Организационный |
Внедренческий |
Результативный |
Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты и др.) |
- Социальный опрос о необходимости преемственности в образовании, оценка деятельности ГОУ.
- Педагогическая диагностика:
изучение профессионального уровня воспитателей, педагогов (анкеты, диагностические материалы, опросники); изучение взаимодействия в коллективе (педагог-педагог, педагог-дети, педагог-родители); изучение нормативной базы, научной литературы по проблеме. |
- Определение влияния преемственности на воспитательно-образовательный процесс: определение уровня качества воспитания и образования детей.
- Оценка деятельности ГОУ со стороны родителей.
- Формирование банка данных по преемственности, сбор данных в банк идей. |
- Обработка информационно-аналитических материалов по сравнению двух этапов.
- Определение уровня и качества знаний детей в динамике 3 лет.
- Анализ влияния преемственного образования на развитие ГОУ (дети, родители, педагоги).
- Трансляция педагогического опыта на городских и окружных мероприятиях |
Финансовое, материально-техническое обеспечение |
- Анализ материально-технического оснащения групповых комнат, кабинетов специалистов. |
- Оформление информационного стенда по преемственности в групповых помещения, методическом кабинете. |
- Анализ и расширение уровня развития материально-технической базы и ее возможностей для работы с детьми в детском саду и в школе. |
Работа с педагогическими кадрами. |
- Вхождение воспитателей и специалистов в формирование преемственности;
- Оснащение воспитателей и специалистов методическими пособиями и рекомендациями для работы
- Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий и т.д.
- Подбор содержания образования и методов для реализации программно-методического обеспечения.
- Создание социальных и материальных условий реализации программы внедрения. |
- Вхождение воспитателя в преемственность.
- Организация постоянно-действующего семинара для воспитателей и педагогов «Преемственность ФГТ и ФГОС» |
- Обобщение выполнения опыта внедрения непрерывного образования в детском саду и школе.
- Подготовка выступлений на окружных и городских семинарах-практикумах о ходе и результатах внедрения приемственности в ГОУ |
Методическое обеспечение Программы |
|
- Создание картотеки с конспектами занятий на весь учебный год
- Обеспечение индивидуальной помощи педагогам при разработке и освоении новых технологий.
- Прослеживание динамики развития детей с целью осуществления коррекции программы и поиска возможных условий для ее использования в работе с детьми.
- Диагностика педагогических затруднений, владение методикой самоанализа. |
- Собеседование, изучение представленных материалов их анализ.
- Определение качества и результативности работы.
- Определение уровня преемственности в работе педагогов на разных ступенях образования. |
Работа с детьми |
- Определение ведущих интересов, способностей и потребностей складывающихся у детей.
Оценка возможностей детей, уровня их развития, уровня и качества знаний с использованием новых технологий психолого-педагогического обследования.
- Развитие ребенка с ОВЗ в условиях «Лекотеки» и группы ССД детского сада, с последующим переходом в школу. |
Подготовка индивидуальной карты ребенка с индивидуально-ориентированной программой развития (ИОПР) с учетом ведущих интересов, способностей и потребностей и возможностей.
Расширение участия детей в игровой и образовательной деятельности, отвечающей требованиям школьной программы.
|
- Обработка результатов по выполнению индивидуально-ориентированных программ.
- Выделение наиболее успешных методов, приемов и технологий в работе с детьми по подготовке к школе.
- Дальнейшее ведение индивидуальной карты. |
Внешние связи с заинтересованными организациями |
- Оформление договорных отношений по выбранному направлению со школами. |
- Встречи с представителями школ. |
- Обобщение педагогического опыта.
- Анализ результативности сотрудничества со школами. |
Ожидаемые результаты
- Созданные благоприятные условия взаимодействия детского сада и школы для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- С детского сада дети мотивированы перспективами школьного обучения.
- Преемственность ФГТ и ФГОС обеспечивает лёгкую адаптацию от игровой деятельности к обучению в школе и более высокие показатели в обучении.
- Поступление детей с ограниченными возможностями здоровья в школу.
|